Шебекинский историко-художественный музей


Перейти к содержанию

Предивные образа (иконы в фондах ШИХМ)

Деятельность

27.03.2020

С глубокой древности иконопись служила "языком для неграмотных" - особой коммуникацией со своими правилами и символикой. Веками мастера-иконописцы доводили его до совершенства, пытаясь передать материальными средствами духовное инобытие. Оттого иконопись и по сей день считается труднейшим и редчайшим искусством, в котором соединяются человеческие возможности и божественное начало.
Древнегреческое слово "икона" (е?кюн) переводится как "образ", "изображение", "подобие". Но в качестве произведений иконописи обычно рассматривают созданный для молитвы образ, написанный на доске.
На протяжении всей истории христианства она служила символом веры людей в Бога и его помощь.
Создание первых рукотворных икон предание связывает с апостолом и евангелистом Лукой, который будучи не только человеком образованным, врачом, но и художником, написал первое изображение Богоматери.
Классической родиной иконописи является Византия. Именно отсюда иконописное искусство вместе с христианской верой приходит сначала в балканские страны, а затем на Русь. Самые ранние иконы VI-VII веков, "Христос Вседержитель", "Апостол Пётр", "Богоматерь с младенцем", сохранили античную технику энкаустику (связующим веществом красок был воск). Это роднит их с шедеврами египетско-эллинистического искусства - фаюмскими портретами. От них же христианские образы унаследовали большие глаза с печатью отрешенности и золотой фон.
Переняв вместе с православной верой новое искусство, Русь, однако, не копировала, а перерабатывала византийский опыт, приспосабливала к своим традициям, создавая уникальные произведения.
К сожалению, большинство иконописных произведений Киевской Руси до нас не дошло, погибнув в разрушительных набегах татар. Но тот период всё же сохранил имя знаменитого русского иконописца XI - начала XII веков - Печерского монаха Алипия (Алимпия).
Древнейшие иконы сохранились до позднего времени в Великом Новгороде, в Софийском соборе. Впоследствии многие новгородские иконы были вывезены царем Иваном Грозным для украшения московских храмов.
Ослабление связи между Русью и Византией дало благоприятные возможности для становления и развития самобытных художественных школ Новгородской, Владимиро-Суздальской, Тверской, Псковской и других земель.
Монголо-татарское завоевание и иноземная экспансия оказались особенно пагубными для южных и юго-западных земель. Поэтому центр общественно-политической и культурной жизни постепенно сместился на северо-восток, где с середины XIV века установилась гегемония Москвы. Возглавил художественную жизнь "третьего Рима" великий мастер - Феофан Грек.

В конце XIX - начале XX веков происходит настоящий переворот в науке о церковном искусстве. На Западе, а затем в России реабилитируется византийское искусство. Возрастает интерес и к русской иконе. Свои впечатления о ней высказал Матисс, побывавший в Москве в 1911 году: "Русские не подозревают, каким художественным богатством они обладают… Ваша учащаяся молодежь имеет здесь, у себя дома, несравненно лучшие образцы искусства, чем за границей. Французские художники должны ездить учиться в Россию. Италия в этой области дает меньше".
Настоящим переворотом уже для широких кругов стала выставка 1913 года, на которой посетителям открылось, что икона - это "одно из самых совершенных произведений русского гения".
Пережив трудные времена в годы советской власти, русская икона и теперь занимает свое место в современном искусстве, возрождая техники, направления, сохраняя при этом символику и преемственность со старой иконописной школой.
В фондовом собрании Шебекинского музея имеется 14 икон, экспонатов основного фонда, а также несколько предметов научно-вспомогательного. Особенно ценными являются образа "Спас на престоле с предстоящими" и "Пятичастная", писанные сусальным золотом. Большинство икон являются предметами крестьянско-мещанского обихода середины XIX - начала ХХ века.

Список икон на фото:
1. Икона "Семичастная"
2. Икона "Спас на престоле с предстоящими"
3. Икона "Благословение Господне"
4. Икона "Божья Матерь с младенцем"
5. Икона "Покров Пресвятой Богородицы"
6. Икона "Мать Божия"
7. Икона "Святой Великомученник Пантелеймон"
8. Икона "Спас Вседержитель"
9. Икона "Никола Угодник"
10. Икона "Киево-Печёрская Божия Матерь"
11. Икона "Никола Уггодник"
12. Икона "Архангел Михаил"
13. Икона "Святитель Иоасаф Белгородский"
14. Икона "Троица"
15. Икона "Архангел Гавриил"
16. Икона "Божья матерь с младенцем"

© Шебекинский историко-художественный музей, 2020

Главная | О музее | Деятельность | Посетителям | Карта сайта


Назад к содержанию | Назад к главному меню