Шебекинский историко-художественный музей


Перейти к содержанию

Главное меню:


Шебекинский росшив (рушники фондовых коллекциях Шебекинского музея)

Деятельность > Виртуальные выставки > Быт и культура

Территория Шебекинского края в XVII - XVIII веках заселялась выходцами из различных областей России и Украины. Близкое соседство двух народов привело не только к возникновению тесных экономических связей, но и к смешению, взаимопроникновению бытовых и культурных традиций. Результатом этого процесса стало формирование особой, неповторимой народной культуры местного населения, которая получила название южно-русской. Она представляла собой синтез традиционной русской и украинской культур. Примером этого синтеза являются многие предметы материального мира, например, народного быта. Рушники - одни из них.
"С рождением приходит, во гроб сходит" - так загадывали о рушнике в старину в русских и украинских селах шебекинские старожилы. Именно такой путь - от принятия на себя новорожденного до укрывания окончивших свой земной путь - проходил старинный рушник. Немаловажной точкой этого пути являлась также свадьба.

Происхождение рушника юга Белгородчины очень противоречиво и многогранно: слишком много течений от центрально-русских, западно-украинских до старообрядческих оказало на него свое влияние. Все они, исходя из различий вышивки и некоторых особенностей использования, по месту бытования делятся на три группы: южно-русские (характерные для селений с русским этносом), украинские (или черкесские) и казацкие.
Южно-русские рушники включают в себя наиболее богатую по разнообразию мотивов и их комбинаций вышивку, рушники жителей украинских селений - наиболее вычурную, многомотивную, с вышиванием всего поля рушника, с преобладанием "цвятов" и "кочетов". Казацкие были наиболее простыми, как правило, с крупными геометрическими узорами ("дорожками" как символами пути) и расшитыми сплошь, без пропусков.

Три названные группы рушников не были статичны, имели склонность к обмену мотивами и ассимиляции. Зародившись первоначально разными типами в разных по этническому составу селениях, к началу ХХ века в рушниках южных регионов Белгородчины стали преобладать украинские мотивы как наиболее красочные и яркие. Сами названия мотивов унифицировались в звучащие на местном диалектном суржике.
В то же время многие старинные шебекинские рушники в силу своей крайней консервативности продолжали нести и древние черты, характерные для исторического периода, предшествовавшего повторному заселению края в XVII веке.

К первой четверти ХХ столетия рушники юга Белгородчины практически стали однородными по типу вышивки. К 1947 году фиксируется утрата их основной массы, особенно свадебных как наиболее нарядных (во время голода производился обмен рушников на продукты питания в регионах Центральной и Западной Украины). В середине прошлого века традиционная тканая вышивка края была практически полностью утрачена, вытесненная нехарактерной для региона цветной гладью.

© Шебекинский историко-художественный музей, 2016

Главная | О музее | Деятельность | Посетителям | Карта сайта


Назад к содержанию | Назад к главному меню