Шебекинский историко-художественный музей


Перейти к содержанию

Винтаж (дореволюционная открытка в фондах Шебекинского музея)

Деятельность > Выставки

Художественная открытка давно вызывает интерес исследователей и коллекционеров как произведение изобразительного искусства и средство коммуникации. В фондах Шебекинского историко-художественного музея хранится более двух тысяч открыток и почтовых карточек. На их примере можно проследить путь, который прошла отечественная открытка за полтора столетия своей истории.
В России открытки получили широкое распространение сравнительно недавно - в 19 веке. Первоначально их заказывали в Европе, часто уже с русскоязычными текстами, или привозили из-за границы варианты без надписей.
12 июня 1871 года Министерство внутренних дел Российской империи утвердило "Временные постановления по почтовой части", которые в числе прочего официально вводили "открытые письма". Именно они стали прообразом современных отечественных открыток. "Открытые письма" были выполнены на бумаге разных цветов и не имели иллюстраций. Написание на оборотной стороне любого текста, кроме адреса, запрещалось. Этот запрет был отменен лишь в 1904 году. Тогда же появилось деление оборотной стороны открытки пополам - одна часть для адреса, вторая - для текста.

В 1894 году была отменена монополия почтового ведомства на изготовление "открытых писем", и выпуск подобного рода продукции разрешили осуществлять частным компаниям. Одним из самых крупных и оригинальных русских дореволюционных открыточных издательств, стала Община св. Евгении Красного Креста, произведшая на свет множество красивейших раритетов.
Количество и разнообразие открыток резко увеличилось, в числе самых популярных были поздравительные открытки с праздниками - Рождеством, Пасхой, Днем Ангела и т.п.

На почтовых карточках начали размещать произведения известных живописцев и скульпторов, привлекать для создания открыток знаменитых художников. Кроме того, на открытках изображали сюжеты из литературных произведений, русских сказок и былин, иллюстрировали поговорки и т.п.

Большой популярностью у населения пользовались открытки с изображениями сценок из народного быта, порой шутливого содержания. Их прообразом послужили народные картинки 17 века.

Не обошли авторы открыток вниманием быт и интересы городских обывателей - купцов, мещан, мелких чиновников и служащих, интеллигенции.

Появились специальные открытки для путешественников и отдыхающих ("Привет из Анапы", "С приветом из Харькова", "Привет из Рыбинска", виды курортов и т.п.), которые они могли отправлять родственникам из разных уголков России в качестве своеобразных сувениров.

После изобретения фотографических способов печати огромным успехом стали пользоваться открытки с видами крупных городов, известных архитектурных сооружений и памятников, многие из которых не сохранились до наших дней. Печатали на открытках и виды российской глубинки - провинциальных городков, отдаленных, глухих уголков нашей страны.

Появились и открытки, на которых изображались памятные события российской истории, в их числе, например, серия, посвященная Отечественной войне 1812 года. А с началом Первой мировой войны начали издавать специальные открытки с фронта для солдат русской армии, а также почтовые карточки, изображающие сценки из фронтового быта.

В начале 20 века в России выпускались в основном иллюстрированные, репродукционные и видовые открытки. К этому времени они стали не просто способом передачи сообщений, а превратились в декоративный элемент интерьера, бережно хранились на протяжении многих лет и служили поводом для гордости своих хозяев.
После революции 1917 года открытки сначала были объявлены буржуазным предрассудком, однако со временем их производство возобновилось, подарив отечественному изобразительному искусству не один замечательный шедевр, а своим получателям - радость и праздничное настроение.

© Шебекинский историко-художественный музей, 2013

Главная | О музее | Деятельность | Посетителям | Карта сайта


Назад к содержанию | Назад к главному меню